Интервью

Юлия Симонова и ее «Детский оперный театр»

Юлия Симонова. Фотография ©Артур Ионаускас. Студия портрета «PETRAPILIS» 

Юлия Симонова — оперная певица, выпускница Санкт-Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова. В настоящее время преподает в школе Ирины Петровны Богачевой, руководит «Детским оперным театром Санкт-Петербурга», выступает с авторскими музыкальными программами. Юлия любезно согласилась рассказать о себе, своих историях, связывающих ее с Литвой, творческими планами. О том, что ее сейчас волнует и вдохновляет.

Так получилось, что литовские корни, и вообще литовское что-то, сопровождает меня повсеместно. Мой дедушка — литовец. Он был репрессирован, потом реабилитирован. Мы все жили в Сибири, его туда сослали вместе с мамой. Там он женился, родились уже моя мама, мой дядя, появилась я. Так в Тюмени появился первый литовец музыкант. Дедушка был дирижер. У нас династия музыкантов. Дядя — джазовый пианист, мама пианистка, я тоже пошла по этой музыкальной стезе. Потому что дедушка был, конечно, авторитет. Он был интересный, он был красивый! Дожил до 90 лет. И теперь, когда мы с мамой переехали в Петербург, династию Новакаускасов в Тюмени поддерживает дядя. Растет и фамилия, и династия музыкантов.

Казалось, что приехав в Петербург, я оторвалась от семьи в лице дедушки и дяди, от Литвы, от корней. Поступила в консерваторию. И моим профессором в классе оперного мастерства оказался профессор Гинтаутас Наполеонович Жяльвис. Литва опять ко мне приблизилась. Когда он узнал, что я на четвертинку литовка, пригласил участвовать в жизни литовской общины. Стала выступать в консульстве, и даже ездила выступать в Литву. Потом, когда сюда переехал дедушка, ходили вместе на службы. Я там пела. С отцом Штефаном, с органом. Для меня, как для музыканта, все время открывались новые ниши, двери, к которым я как бы не прикасалась, но это было интересно. С подачи профессора, и благодаря дедушке, как-то вот так вот все получилось и получается, не отпускает.

Закончив консерваторию, поступила в Михайловский театр, в Москве прослушивалась. Была несколько лет приглашенной солисткой Большого театра. Сейчас у меня педагогическая деятельность в школе Ирины Петровны Богачевой. И здесь же на базе Дворца учащейся молодежи у нас есть «Детский оперный театр Санкт-Петербурга», где я художественный руководитель.

С детьми от семи до шестнадцати лет ставим оперные спектакли. Очень интересная работа. Творческая, педагогическая, режиссерская. Научить детей ставить сценические  номера, разводить мизансцены. Быть музыкантом, который эти оперы адаптирует для детей. Потому что сейчас у нас, например, премьера Снегурочки. Четыре с половиной часа музыки Римского-Корсакова — это очень-очень сложно для детей, для их восприятия. Не каждый пойдет даже в театр слушать эту оперу. И вот была сделана такая музыкальная фантазия. Где-то сделала купюры, где-то дети разговаривают. Получился интересный спектакль на час.

Когда начинаешь преподавать, понимаешь, что люди, которые не имеют какой-то своей идеи, в педагогику не идут. Если не придерживаться канвы определенной, то преподавание невозможно. Потому что ты ответственен прежде всего за маленьких существ. Моя идея в том, что детей можно попытаться научить любить классическую музыку, попробовать посуществовать в этой музыке. Тем более сейчас, в наше время, когда идет загрузка не всегда качественного материала. Очень интересно, что дети в нашем театре сталкиваются с разными жанрами. Романс, опера, оперетта, мюзикл. Они даже с родителями иногда не ходят в концертные залы, но здесь не только слушают, они все непосредственные участники этого действа.

Мне интересно вводить детей в процесс, непосредственно самого ребенка. Чтобы он почувствовал себя в романсе Алябьева, в опере Римского-Корсакова. И это не просто развлечение, они знакомятся и с музыкой, и с жанрами. И конечно, душа их тоже развивается. Даже если они не будут профессиональными музыкантами, а к нам приходят дети без музыкального образования, хотелось бы верить, что наши занятия, наши встречи с ними, тоже не случайны. Что нет ничего случайного во Вселенной, и дети сюда попадают не просто так. Есть те, которые уходят, но у тех кто остается, мне кажется, душа уже начинает существовать немножко по-другому. К другому начинает прислушиваться. И они становятся абсолютно другие! С другим характером, поведением. Лица другие. Одухотворенность, глубина. В определенных рамках, но они свое уже что-то вносят. Приходит Ad libitum, свободное воспроизведение. И вот это так здорово! Вникнуть в это, почувствовать. Вот это видимо та канва, мысль, идея, которая помогает мне мне быть педагогом.

На данный момент «Детский оперный театр Санкт-Петербурга», где дети сами, пусть даже в сжатом каком-то варианте, поют оперу, единственный в России. Может даже и нет аналогов в мире. И вот когда 15 лет назад я начинала карьеру, думала, — интересно, перспектив много, но я хочу сама! Были роли, гастроли, и некогда заниматься театром. Но жизнь так сложилась, что, видимо, это — та дорога, мимо которой нельзя было пройти. Все складывается так, что сейчас своих сольных проектов не так много; они есть, но уже занимают не столько времени и сил. Есть друзья дирижеры, музыканты, которые приглашают часто на разные площадки, в разные города. Но сейчас все силы легли вот сюда, в воплощение этих идей, связанных с «Детским оперным театром». Мне это интересно. Видимо потому, что я — человек театральный до мозга и костей. Люблю учить партии, люблю когда режиссер со мной работает, и мне с ними тоже нравится что-то делать. Очень интересны, и планирую какие-то сольные проекты. Работоспособная, хоть и не очень люблю руководить. Люблю просто работать. Творить, чему-то учить. Вот это мне интересно. Но перспектива на будущее конечно же здесь, в Петербурге. Потому что работы много, музыки масса, спектаклей оперных масса, детей талантливых просто невероятное количество. И с ними интересно работать. Моя жизнь сейчас — это Петербург.

Для Petrapilis.ru ©Артур Ионаускас
Фотосъемка Студия портрета «PETRAPILIS»