Следы Майрониса в Петербурге

Артур Ионаускас
СЛЕДЫ МАЙРОНИСА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Arturas Jonauskas «Maironio Peterburgas»

Фотография ©Артур Ионаускас

В апреле 2018 года при поддержке Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге в Музейно-выставочном центре РОСФОТО была открыта выставка Артура Ионаускаса посвященная петербургскому периоду жизни Йонаса Мачулиса — Майрониса.

Йонас Мачюлис — Майронис прожил в Санкт-Петербурге с небольшим перерывом долгие девятнадцать лет, с 1888 года по 1909 год. Много это или мало? Достаточно, чтобы считать себя петербуржцем или, по крайней мере, поселить в своем сердце этот город навсегда.

Как найти те улицы, те места, тот город, который увез с собой в Литву семинарист, профессор, поэт, сделавший так много для нее и ее граждан, находясь в столице Российской Империи? С тех пор поменялось многое. Кроме одного — остался дух, ощущение места, мистическим образом пронизывающие всякого вместе с дождями и ветрами, в избытке присутствующими в этих краях. В поиске неуловимых состояний через места, связанные с Майронисом, через личный опыт наблюдений за городом как за неторопливым собеседником, все время рассказывающим свои истории и раскрывающим новые секреты, родилась серия из почти шестидесяти работ, напечатанных методом фототипии, являющимся ровесником описываемых событий, наилучшим образом позволяющим рассказать и показать все, не теряя нить.

Артур Ионаускас — фотограф, художник, экспериментатор. С 2002 года в своем творчестве использует различные способы печати фотографии как инструмент выражения собственного мировоззрения и личного опыта. Возрождает старые и разрабатывает новые альтернативные способы получения фотографического изображения, находя точки соприкосновения с искусством печатной графики. Особая миссия на сегодняшний день — возрождение способа печати фототипия (collotype) как средства авторского выражения, где изображения печатаются масляной краской по подготовленной поверхности с переносом ее на чистый лист бумаги, что превращает готовую работу в эстамп. Произведение имеет свойства как фотографии, так и печатной графики, разрушает разницу восприятия между новым и традиционным искусством, расширяет границы внутренних диалогов.

В своих поисках ушел от простого эксперимента. Работа с альтернативными способами получения фотографии позволяет не зависеть от фабричных технологий, дает свободу в выборе материала и его свойств. Возможность наиболее полного выражения себя на всех этапах создания изображения. Радость рождения произведения.

Фототипия, рождённая в 1855 году во Франции Альфонсом Пуатвеном как способ фотомеханического копирования изображения, прожила до второй половины ХХ века. Пережив свой расцвет как технология печати иллюстраций и потеряв в настоящее время свою актуальность в полиграфии, тем не менее остаётся печатной техникой с выдающимися выразительными свойствами.
Своими работами Артур Ионаускас возрождает фототипию как самостоятельный вид графической техники для печати авторских произведений. Обозначает фототипию как вид искусства. Призывает авторов, работающих в данной технике пропагандировать и развивать технику печати фототипия как оригинальный авторский метод печати своих работ.