Интервью

Эгле Шёжините

Эгле Шёжините. Фотография ©Артур Ионаускас. Студия портрета «PETRAPILIS» 

В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, в доме, из окна которого виден кусочек Австрийской площади, живет и создает удивительные картины про Литву, Вильнюс и ярмарку Казюкас художник Эгле Шёжините, чья мастерская встречает всех входящих однажды спасенными большими литовскими вербами. Они уже осыпались, их хотели выбросить, но все закончилось тем, что Эгле приехала  в мастерскую, тогда еще учебную, с огромным пакетом верб. Два года она училась и перевозила их с собой из из мастерской в мастерскую. И сейчас они продолжают стоять в ее новой мастерской.

Отец Эгле из Вильнюса, и семья некоторое время жила там. Но сама она родилась в Петербурге, уже после того, как родители вместе с братом переехали сюда жить. Но дома и сейчас все разговаривают на двух языках.

Творческий путь художника у Эгле начался в детстве, с художественных студий, куда она ходила вместе с братом. Дальше была художественная школа, средняя художественная школа при Академии художеств, и хоть не с первого раза — поступление в Академию. Все свое время посвящала только рисованию. Другого мира для нее просто не существовало. Решила, что если научится хорошо рисовать, то сможет заниматься чем угодно. Учеба в Академии заняла семь лет вместе с академическим отпуском. В какой-то момент очень сильно устала от Академии. Поняла что вся жизнь только в Академии, все происходит только там, и решила что нужно сделать перерыв, подумать. Это был очень странный поступок, очень странно все отреагировали, и преподаватели, и родители. Родители боялись, что все закончится навсегда.

Академический отпуск помог понять, что иногда чтобы стать художником, нужно делать не так, “как надо”. После академического отпуска появился другой взгляд на все. Поняла что нравится, появился свой язык. Определилась с темой диплома, и очень сильно полюбила Вильнюс.

Это был город, в который не возвращалась с детства, и в который теперь стала ездить сама. Поехала на ярмарку Казюкаса Kaziuko mugė, которая ее просто поглотила. Друзья посмеивались — «Эгле, тебя больше ничего не интересует! Ты все время пишешь только вербы, Вильнюс!» И писать Вильнюс действительно было искренней любовью. Для Эгле он всегда разный. И еще немного детский, игрушечный. Маленькие домики, вывески, фонарики, лошадки. Как будто там живут игрушки, куклы. Нравится улица Святого Казимира. Там, где арочка, всегда красивый свет, тени на домах, какая-то загадочность. Литовские вербы. Ощущение праздника. Очень любит деревья. Деревья — это наверное самая любимая тема. Ветки деревьев всегда напоминают какой-то узор. Всегда разный, никогда не повторяющийся. Переживала когда года три назад в Вильнюсе спилили деревья у башни Гедиминаса. Как раз их написала, и их спилили. Очень расстроилась. Нравится Чюрлёнис. Хочет увидеть такое же как у него, но с краской. Чтобы много ее там было.

Дипломную работу посвятила ярмарке на день Святого Казимира. Сделала серию натюрмортов, пейзажей, портретов, наблюдала за людьми. Это была большая работа, на которую в Академии дается целый год. В итоге написала дипломную работу — большую картину 2 на 2,5 метра. Это была тема, увлекшая на достаточно большой промежуток времени, к которой возвращается и сейчас. Тема, в которой осталось еще много всего несделанного. В которой есть неиссякаемый источник вдохновения.

В 2013 году, сразу после выпуска из Академии, с творческими работами, которые создавала в процессе подготовки к диплому, вступает в Союз художников. Тогда же после Академии начала работать в центре для людей с нарушениями, где работает до сих пор. Очень счастлива. Это — работа, в которой , по ее словам, она просто растворяется. Одновременно занимается с учениками в небольшой группе, которую набрала для себя сама. Ученики пишут, рисуют. В основном маслом, иногда акварелью. «Мне кажется, что задача художника — воспитать в людях вкус. Это — задача номер один. Можно не научить рисовать правильно, грамотно, полноценно, но воспитать хороший вкус — вот это, мне кажется, главная задача художника, который работает с человеком» — говорит Эгле.

В жизни были разные моменты. Однажды показалось что все, больше никогда не будет рисовать. Потому что нет времени, нужно заниматься рутиной. Очень сильно переживала от того, что ничего не успевает. Понимала, что не может никуда ездить. Но через какое-то время все очень сильно изменилось. Поняла, что если хочет заниматься искусством, писать, то нужно делать все, чтобы этим заниматься. Жизнь может быть такой, какой задумала.

Появилось пространство, где можно работать. Ведь когда находишься в художественной среде, то все как будто само складывается. Если есть желание — оно реализуется. И еще важны какие-то поездки творческие, пленэры. Очень важно общение. Хоть всегда считала себя человеком достаточно спокойным и не общительным, очень важно находиться с людьми. Любит работать в тишине, а отдыхать, чтобы вокруг было много людей. Обязательно единомышленников.

Сейчас есть возможность работать. Старается делать то, что нравится, и не делать того, что не нравится. А еще успеть невозможное. Попробовать мозаику, витраж, батик, шитье. Попробовать много всего. Работает с кожей. Очень любит писать дорожные дневники. Чтобы было больше времени. Открыть свою большую персональную выставку-мечту. Не переставать удивляться и видеть что-то новое в этом мире. Быть в творческом поиске. Успеть невозможное.

В галерее представлены фрагменты картин, любезно предоставленные для съемки Эгле Шёжините.

Для Petrapilis.ru ©Артур Ионаускас