АнонсГлавная

Литовская весна в музее этнографии

Апрель в Российском этнографическом музее начинается с литовских верб и ярмарки Казюкас. По словам художника музея Дмитрия Кондратьевича Маевского, чьими усилиями и стараниями размещалась экспозиция, — «Весна встречается с зимою». И так оно и есть. В самом начале апреля в Петербурге открывается грандиозная выставка, составленная с любовью литовскими мастерами — «Литовские традиции пасхи».

Немало усилий, для того чтобы эта выставка состоялась, приложила Рамутя Крауялене, председатель Вильнюсского общества художников и творцов Вильнюсского края и Союза народных художников Литвы, которая любезно согласилась рассказать об экспонатах, представленных в Петербурге. О том, что это за событие, для чего все это делалось, и почему мастера в Литве занимаются созданием такой красоты в наше время.

Единый портрет выставки очень сложно написать. И я должна была подготовить все так, чтобы был высокий уровень подачи. И у меня этот уровень получился. Я посвятила большую часть своей жизни этой работе. И эти все вещи, эти все люди, они мне как родные. Не поверите, но это так. Для меня главное, — как ты завязываешь отношения с человеком. Я знаю, у кого и где это все можно взять. Когда я сказала, что эта выставка будет, мы поговорили, и решили, что нужно сделать. Что нужно сделать хорошо. Лучше, чем все, что может быть. Такие выставки как эта показывают людям, что они нужны. А эта выставка еще и весточка, что ничего не пропало, все есть и все будет.

Очень рада, что такая прекрасная выставка наконец-таки появилась за рубежом, рядом с нашими соседями. А Санкт-Петербург — это колыбель культуры, и такое отношение к этнической литовской культуре, как здесь, нам очень и очень приятно. Я так рада, что не могу даже этого передать. Потому что время сейчас такое сложное, из-за пандемии. И то, что мы можем хотя бы небольшой частью Литвы, передать нашим друзьям, которые нас любят и помнят, ждут нас, что мы тоже всех ждем и помним, что мы можем показать эту выставку. Показать литовские корни, которые сохранились до этого времени. Рада, что все, кому интересно, могут посмотреть и познакомиться с тем, чего не увидишь где-либо еще.

Все экспонаты созданы из природного материала. Материала, созданного историей. Прежде всего это Вербы, существующие почти четыре столетия. Когда король Казимирас, был объявлен святым, с этого времени, с 1636 года, в Вильнюсе начались большие ярмарки. В то время была очень интересная культура. Тогда появилась верба. Никто не знает, как она возникла. Но мы думаем, что все началось с картины Канутаса Русяцкаса, который нарисовал картину «Литовка с вербами». Эта картина сейчас находится в Национальном художественном музее Литвы. Верба, потому что четвертого марта отмечаются именины Казимира, а уже через неделю бывает вербное воскресенье, которое как раз совпадает с католической литургией. И вот, мы считаем, что с того времени, вербы берут свое начало. Есть такое впечатление, что кто-то нарисовал, кто-то увидел это, и так началась новая традиция.

А эти все природные материалы, это все просто природа. Сама природа дает их. И еще важны традиции семьи. То, что представлено на выставке, выполнено седьмым или восьмым поколением мастеров, живущих в Вильнюсском крае. Традиция изготовления верб семейная, переходит от поколения к поколению мастеров. На выставке есть работы Агаты Границкай, она седьмая в поколении мастеров в своей семье. Представляете?

Тех, кто делает вербы, мы называем в честь литовских поляков пальмярками. По-литовски верба, по-польски пальма. И они сами поэтому пальмярки. Сами выращивают цветы, собирают травы. Так было четыреста лет назад, так есть и сейчас. Но сегодня уже химия на полях. Материалов становится мало. Поэтому очень много всего нужно выращивать самим. Не только выращивать, но и вовремя собрать, просушить, придумать орнаменты.

Это их жизнь. Без этого всего пальмярки жить не могут. Весной начинают сеять, что-то собирают в полях. Настоящая верба начинается с посадки семян, с того, что дает природа. Нельзя просто пойти и собрать травы. Ты должен представлять, что хочешь, когда все еще только начинает расти. Все время должен следить за тем, как растет трава, вовремя собрать, подготовить, придумать. Собрать лозу. Лоза обязательно должна быть из орешника. Есть такое предание, что так сказала Дева Мария. Потому что лоза из него очень ровная. Вот так вот живут люди, и без этого никак не могут. Это просто такой образ жизни. И у всех получаются самые разные узоры. Все вербы разные. Их всех необходимо придумать.

Это все идет из себя. Каждый мастер каждый год что-то меняет, что-то добавляет, и вербы постепенно меняются. Раньше они были маленькие. Тридцать или пятьдесят сантиметров в высоту. Сейчас бывают больше. Даже есть совсем большие. Мастер Тереза Михалкевич даже сделала вербу для книги рекордов Литвы. Ее высота – шесть метров и сорок сантиметров. Меняются формы, меняется все, но все-таки главное сохраняется, традиции сохраняются, и их видно. Видно, что это верба, что это пальмы.

Вербы в Литве делают несколько семей. Все они живут в окрестностях Вильнюса, и в самой столице. Потому что не каждый может сделать вербу правильно. Будет просто похоже. Плести вербу научились и в других регионах Литвы. На выставке представлены вербы из Утены, Тракайского и Варенского районов. Понимание как делать правильно, идет изнутри. Из семьи. Чтобы эту традицию не потерять, создаются музеи, общества. В Литве есть сертификат национального достояния. Но самые старые вербы — бумажные. Думали, что уже никто не умеет их делать. Но нашли бабулю, научились, сохранили традицию. На выставке можно увидеть несколько таких верб. Бумажные вербы считаются исторически более старыми.

На выставке можно будет увидеть плетеные из соломы Сады авторов из региона Аукштайтия (Утена, Швенчонис, Вильнюс). Сады это скорее всего свадебное украшение. Их подвешивали там, где сидят молодожены. У них внутри существует своя жизнь. Считается, что в каждом саду есть небо. Есть небо, есть садовод. Внутри сада находится очень много символов, которые обозначают жизнь. То, из чего сложится жизнь человека. Там всего много как в сказке. Считается, если сад всегда полный, то и жизнь у людей полная. Поэтому сады связывают со свадьбой. С того момента, когда начинает продолжаться наша жизнь. В саду есть все, что можно увидеть и пожелать. Хоть они и из соломы, но ее тоже нужно найти и собрать вовремя. У правильной соломы цвет должен быть как у золота. Тогда получается настоящий сад. Они как золотые. Это образец хорошей и богатой жизни. Сады очень хрупкие, воздушные, необычные. Но каждый, когда смотрит на них, видит всегда все по-своему, по-разному.

Есть на выставке картины из травы и травяная скульптура. Это не традиционное искусство. Начало чего-то нового. Интерпретации того, что еще можно сделать из травы. Например, Рома Гудайтене, она выражает себя и свои мысли через рисунок и названия. Названия очень красивые, и в них все ясно, что она хотела сказать. А другой автор, Лина Будене, представляет совсем новое искусство, иную традицию, новую технологию. Если Рома Гудайтене клеит, придумывает сюжет, у нее есть план, что она из этих цветов сделает, хоть до конца и не рассказывает детали, то Лина уже делает иначе. Создает малую скульптуру из травы.

Искусство садов и верб сейчас развивается. Жаль только, что молодых мастеров мало. Помогает государство. Люди начинают понимать, что это всем нужно. что это наши корни, которые нельзя отпустить. Искусство создания садов и верб сейчас рассматривается ЮНЕСКО как одно их нематериальных культурных наследий Литвы. И наша задача сохранить старые традиции. Надо держать эту нить.

На следующей неделе пасха, и я желаю всем прекрасных дней, прекрасного открытия. Чтобы все были красивые и здоровые. Большое спасибо всем. И консульству, и музею.

Говоря о выставке, нельзя не упомянуть о картинах Эгле Шёжините, создающих атмосферу настоящей ярмарки, и прекрасной керамики Дарьи Гайворонской, вносящей свои ноты, и добавляющей немного петербургской строгости в общий настрой.

Художники, принимающие участие в выставке:

Вильнюсские вербы:

Город Вильнюс: Danuta Višnevska, Agata Granicka, Juzefa Urbanovič, Franciška Zapolskaja, Olia Kunicka, Leokadija Šalkovska, Stanislava Vasilevska, Viktorija Tatol, Jovita Balčiūnienė, Rasa Balčiūnienė

Вильнюсский район: Irena Jodko, Janina Zamara, Teresa Michalkevič, Irena Kunicka, Alina Rynkevič –Alencinovič, Renata Rynkevič – Jančiauskienė, Stanislava Rynkevič, Zofija Šocik, Natalija Menšikova, Valerija Gotovtienė

Варенский район: Eugenija Bakšienė

Город Утена: Edita Kušleikienė

Утена: Zenė Karvelienė

Тракайский район: Irena Pomarnacka, Silvestras Pomarnackis

Сады:

Город Вильнюс: Roma Gudaitienė, Danutė Norvaišienė

Швенчонский район: Janina Pavliukevičienė

Утена: Irena Eitminavičienė, Audra Udrienė, Ramutė Tutinienė, Marija Rinkevičienė, Zita Indriūnienė

Композиции из цветов и трав – картины

Вильнюс: Žolynų Paveikslai Roma Gudaitienė

Композиции из травы

Вильнюс: Lina Būdienė

Живопись

Санкт-Петербург: Эгле Шёжините

Керамика

Санкт-Петербург: Дарья Гайворонская

Выставка Традиции литовской пасхи организованна при содействии Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге, Российского этнографического музея и Вильнюсского общества художников и творцов Вильнюсского края и Союза народных художников Литвы.

Выставка будет доступна к посещению с 15 часов, 2 апреля 2021 года по адресу С.-Петербург, ул. Инженерная, д.4/1

Для Petrapilis.ru ©Артур Ионаускас