ГлавнаяИнтервью

Айдас Ардзияускас. Ультрамарафонец, умеющий ставить и преодолевать цель.

Айдас Ардзияускас, литовский пожарный и ультрамарафонец, совершающий пробег «Север-Восток», в середине июня, преодолев около 1700 километров, прибежал в Санкт-Петербург. Он намерен в одиночку за 70 дней пробежать почти 6000 км от Нордкапа в Норвегии до Порто Кагио в Греции. Свой пробег в этот раз он посвящает 30-летию «Балтийского пути». Находясь в Петербурге, Айдас любезно согласился рассказать о себе и о том, что его движет вперед и помогает преодолеть километры пути.

Айдас Ардзияускас . Фотография © Артур Ионаускас.

Айдас Ардзияускас уже 25 лет как пожарный спасатель. Женат, есть дочь и  сын. Бегом занимается очень давно уже, более тридцати пяти лет. Регулярно с целью — с 2000 года. Девятнадцать лет назад у Айдаса появилось несколько целей в жизни. «Они раньше были. В детстве были, но в детстве цели были детскими», — вспоминает Айдас. А в 2000 году он понял, что может достичь новые цели, и начал понемногу к ним идти. Сперва совершил пробег вокруг Литвы с поддержкой. Потом тоже с поддержкой пробежал вокруг Балтийского моря. Пробежал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк. Через всю Америку. При пятидесяти одном градусе жары через небольшой отрывок Пустыни смерти, большие отрезки по исторической американской дороге «66». Год назад завершил пробег длиною восемь тысяч километров из Дакара, находящегося почти в центре Африки в Вильнюс. Около четырех тысяч километров африканского маршрута и пять тысяч километров по Европе. Прошлой зимой пробежал Альпы. «Многие говорили — может не надо, может другие горы найдем? Но, если я ставлю цель, я стараюсь ее преодолеть. Получаю от этого очень большое удовольствие. Адреналина очень много. Когда спустился с Альп, был очень доволен. Всегда хочется найти то, что дает больше впечатлений» — продолжает свой рассказ Айдас.

Как родился этот маршрут? О сегодняшнем пробеге Айдас думал еще два года назад. Много раз менял его в мыслях. Было в планах пробежать через Швецию, в Данию, но так как уже бежал вокруг Балтийского моря, и там уже пробегал, решил что будет не очень интересно.  В этом году как раз 30 лет Балтийскому пути. Путь из Вильнюса в Таллин, Айдас Ардзияускас уже бежал два раза — в 2002 и в 2003 годах. Поэтому сейчас захотелось чего-то большего.

И сейчас получается, что он уже второй раз пробегает отрезок Выборг — Санкт-Петербург, но в другую сторону. Когда бежал вокруг Балтийского моря, Айдас бежал из Петербурга в Выборг, сейчас — из Выборга в Петербург. Хоть примерно по той же самой дороге, но чуть-чуть поменялся угол, иначе увиделся город. Как и в прошлый раз, когда Айдас бежал со стороны Эстонии, его в Петербурге тоже встретили местные бегуны, и провели немного по своему маршруту, который оказался интереснее.

И как и тогда, когда простые граждане показали смелость, в этот пробег происходит то же самое. Люди из разных стран, хоть и живут друг от друга далеко,  присоединяются к нему на разных этапах пути. Так было в Санкт-Петербурге, ожидается совместный пробег в Москве, уже пишут с Украины. Все хотят знать примерные даты, когда он там будет. Но как говорит сам Айдас, — «Я не электричка, я по графику не могу просто. Скорость бега зависит от ветра, от рельефа. Бежать по асфальту — это одна скорость, если должен бежать по обочине, то уже другая. Я не могу сказать, когда я буду. Это невозможно просто. Врать не хочется, говорю когда буду примерно».

Потому что сидя дома у компьютера сложно составить маршрут, чтобы он был и интересным, и подходящим для бега, а сейчас нужно было думать еще и о том, что придется бежать с коляской. С коляской Айдас бежит первый раз, хотя, знает много людей, которые много тысяч километров пробежали с коляской. Решил попробовать один, без поддержки. Но признается, что без поддержки не выходит. Помогают люди в пути. В Финляндии посольство помогло, в Санкт-Петербурге Генеральное консульство. В Петербурге больше литовцев, они присоединились, и не только литовцы. В составе пяти человек присоединился клуб «Сосновка».

Это первый опыт, когда Айдас бежит один. И наверное, в следующий раз пробег будет в паре. Признается, что одному очень трудно. Когда начинался маршрут в Норвегии было всего четыре градуса тепла. Все необходимое в пути находится в тележке, которую он толкает перед собой все время маршрута. Главное из того что в ней — солнечные батареи для зарядки всех нужных приборов, палатка, спальный мешок, небольшой стульчик, еда, которая закупается на два-три дня, иногда даже больше — на четыре. Одежда запасная.Хочется пожелать Айдасу Ардзияускасу, который каждый день на своем примере доказывает, что подвиг — это когда каждый день делаешь простые вещи, и не отступаешь от задуманного, успеха в его сложном деле. Как он сам говорит — «Мне не важно, сколько я пробегу километров. Цифры — это для слабаков. Главное — стать у старта, и добежать до финиша. Это самое главное». У Айдаса сложилось свое отношение к тому, что он делает — «Цели для меня как бы и нет. Я этот бег называю тренировкой».

Много людей следят за его продвижением, которое можно посмотреть в реальном времени на его сайте по адресу https://www.aidasardzijauskas.com/

Для Petrapilis.ru ©Артур Ионаускас